:: Ros-lagen ::

:: навигация :.
 
.: новости
:обзоры исторических личностей
: русское воинство
: геральдика
: фотоархив
: видеоархив
: архив документов
: ссылки
: гостевая книга
:. архив новостей

Коронование совершалось по чину венчания на царство русских государей, установленному со времен царя Иоанна IV. Церемониал составлен по образцу церемониала коронования императора Николая I, прототипом которого послужил церемониал 7 мая 1724 года, утвержденный императором Петром I для коронования своей супруги императрицы Екатерины Алексеевны.
Священнодействовал митрополит Московский и Коломенский Филарет в сослужении митрополитов Санкт-Петербургского Никанора и Литовского Иосифа, восьми архиепископов и епископов и обоих протопресвитеров с участием всех предстоятелей кремлевских соборов.
Государь занял место на приготовленном для него посреди собора престоле великого князя Иоанна III; царствующая императрица - на престоле царя Михаила Федоровича, вдовствующая - на престоле царя Алексея Михайловича.
Александр Николаевич прочитал исповедание православной веры; когда же митрополит, перед возложением порфиры и короны, читал установленные молитвы, государь низко наклонил голову, которую высокопреосвященный Филарет накрыл концом своего омофора. Возложив на государя порфиру, первенствующий иерарх благословил ее и поднес корону. Император сам возложил корону на свою голову и принял скипетр и державу из рук митрополита Филарета.
Затем он обратился к императрице. Мария Александровна опустилась на колени, и император, сняв с себя корону, прикоснулся ею к ее челу, а потом возложил на нее другую, малую корону. Затем Его Императорскому Величеству были поднесены порфира и цепь ордена св. Андрея, для возложения на Ее Величество. Протодиакон, возгласив весь императорский титул, провозгласил многолетие Государю Императору и Государыне Императрице, а певчие трижды пропели "Многая лета". Пение это сопровождается звоном во все колокола и, по данному сигналу - 101 выстрелом из поставленных на площади и на Кремлевских стенах пушек.


Убранство Успенского собора
В Соборной Успенской церкви устроен балдахин малинового бархата с подбором из золотого глазета, украшенный золотым позументом, бахромой, шнурами и кистями; сень обита золотой парчой; карниз золоченый с резными украшениями; по углам карниза золоченые императорские короны; по середине каждой из четырех сторон золоченые орлы, а на верхних резных украшениях - страусовые перья; на середине каждой стороны подзора - золотые щиты с вензелевым именем Его Императорского Величества, украшенные коронами; на углах подзора золоченые орлы, а на фестонах - кресты из золотого глазета. На плафоне балдахина в средине шитый государственный герб, с гербами царств: Казанского, Астраханского, Польского, Сибирского, Херсонисо-Таврического, Грузинского, с областями. Великих Княжеств: Киевского, Владимирского и Новгородского, Великого Княжества Финляндского, родовой Его Величества и владений, упоминаемых в императорском титуле. По углам плафона - вензелевое имя Государя Императора под короной, а вокруг каждого вензеля цепь ордена св. Апостола Андрея Первозванного.
Под балдахином трон с 12 ступенями, обитый малиновым бархатом, с золотым позументом; ступени разделены двумя уступами, или площадками; вокруг трона и по сторонам ступеней, до самого низа, золоченые перила; вверху и внизу ступеней четыре золоченых орла на тумбах. На особом возвышении, посреди трона, обитом также малиновым бархатом, с золотым позументом - престол царя Иоанна III для Его Императорского Величества, а престол царя Михаила Федоровича - для Государыни Императрицы Марии Александровны. По левую сторону престолов - стол для императорских регалий, обитый малиновым бархатом, с позументом и бахромой, покрытый золотой парчой, с такой же бахромой.
Вправо от трона - особое Императорское место, под балдахином, для Государыни Императрицы Александры Феодоровны, с престолом царя Алексея Михайловича; балдахин малинового бархата, его сень, на которой утверждена золотая корона, обита золотой парчой; на углах, в золоченых украшениях, страусовые перья по цветам Империи; на средине каждой стороны подзоров, под коронами, золотое вензелевое имя Ее Императорского Величества, окруженное цепью ордена св. Апостола Андрея Первозванного, а на углах золотые орлы; по краям украшения из золотого глазета, бахромы и кистей. Плафон балдахина из малинового бархата; на нем шитый золотом малый Государственный герб, а по краям украшения из глазета и шнура; на углах плафона вензелевое имя Ее Величества, с цепью ордена св. Апостола Андрея Первозванного и с коронами.
Обыкновенное императорское место в соборе обито снаружи малиновым бархатом, с золотым позументом и бахромой, а внутри - золотой парчой; на спинке - малый Императорский герб.

Коронация Государя Николая Александровича и Государыни Александры Фёдоровны.Май 1896 года.

Два столпа в соборе, между которыми устроен трон, драпируются до высоты балдахина малиновым бархатом, с золотым карнизом, бахромой, кистями и проч. На драпировке чеканные золоченые орлы.
У двух других столпов собора; с правой стороны - место для Высочайших особ, с особым всходом и золочеными перилами, обитое малиновым бархатом, с золотым позументом; а у столпа с левой стороны - места для почетных особ (несколько ниже), обитые алым сукном, с золотым позументом, обведенными золочеными же перилами.
У стен внутри собора - места для иностранных послов и посланников, придворных дам и прочих особ, обитые алым сукном, с золотым позументом и багетами.
Места духовных особ и певчих, ступени перед алтарем и пол церкви также обиты алым сукном.
Когда пели причастный стих, от ступеней трона до Царских врат был постлан багряный бархат для царского шествия к священному миропомазанию. Открылись святые врата; два архиепископа, Казанский и Ярославский, вышли и поднялись на ступени трона, чтобы пригласить венценосных супругов к священному действию и к приобщению Божественных Таин.
Отложив оружие, но в венце и порфире, со скипетром и державой, император спустился с возвышения трона и приблизился к Царским вратам. За Его Величеством следовала государыня императрица, им предшествовали верховный церемониймейстер с двумя обер-церемониймейстерами, обер-гофмаршал с гофмаршалом, верховный маршал. Перед алтарем государь император отдал окружавшим его сановникам венец и прочие знамения своей власти (скипетр и державу), оставив на себе порфиру. По сторонам государя императора находились ассистенты и два старших из стоявших на троне кавалергардских офицера. За Его Величеством - командир кавалергардского Ее Величества полка, министр императорского двора, военный министр и дежурный генерал-адъютант. За государыней императрицей - ассистенты Ее Величества, а за ними - первые и вторые чины двора и камергеры.
Приблизившись к Царским вратам, государь император стал на постланной золотой парче, а государыня императрица остановилась между троном и ступенями перед алтарем. Ассистенты Его Величества отошли вправо, к местной иконе Спасителя; за ними - министр императорского двора, военный министр, дежурный генерал-адъютант и командир кавалергардского Ее Величества полка, впереди - сановники, держащие на подушках корону, скипетр и державу. Два старших кавалергардских офицера, два обер-церемониймейстера, гофмаршал, верховный церемониймейстер, обер-гофмаршал и верховный маршал встали полукружием от обоих клиросов до места, где остановилась Ее Величество.
В Царских вратах Митрополит Московский помазал государя императора из драгоценного Мономахова сосуда священным миром, возглашая по чину таинства. Приняв миропомазание, при совершении которого был произведен колокольный звон и 101 выстрел из пушек, государь император стал по правую сторону, против местной иконы Спасителя. Императрица следовала за Государем и также сподобилась таинственной печати дара Духа Святого. После миропомазания Ее Величество стала по левую сторону, против иконы Божией Матери. В это время Митрополит Московский ввел государя императора через Царские врата в алтарь. Его Величество причастился Св. Христовых Таин по царскому чину, то есть особо Тела и особо Крови Христовой.
Выйдя из алтаря, государь император снова отошел к иконе Спасителя, а государыня императрица приблизилась к Царским вратам для принятия Св. Причастия обыкновенным порядком от Митрополита Московского.
По совершении церемонии Их Величества вместе шествовали к трону. Регалии несли впереди тем же порядком, как следовали до Царских врат.
После возглашения протодиаконом полного титула Российского Самодержца император, положив скипетр и державу на возвышение трона, преклонил колена и во всеуслышание произнес умилительную молитву. Затем государь встал, и все присутствующие в храме опустились на колена, благоговейно внимая благодарственной молитве, прочитанной коленопреклоненным святителем московским.
Изображен интерьер Успенского собора в Московском Кремле. На переднем плане - священнослужители со свечами и приглашенные на церемонию коронации. В центре - подиум, задрапированный малиновым бархатом. На ступенях подиума - кавалергарды с обнаженными палашами и касками в руках. Чуть ниже центральной части подиума, слева - дамы - члены императорской фамилии и придворные, справа - военные. На верхних ступенях слева - фигура митрополита с митрой в руках.
На верхней площадке -фигура митрополита Московского Филарета, в миру Василия Михайловича Дроздова (1783-1867), с Евангелием в руках. За ним - императрица Мария Александровна и император Александр II в коронах и порфирах; Мария Александровна - коленопреклоненная, Александр II стоит со скипетром и державой в руках. Рядом - великие князья, слева - вдовствующая императрица Александра Федоровна в короне и порфире. Паникадило над подиумом и колонны рядом с ним украшены малиновым бархатом с золотой тесьмой и вензелями императора.
Началось шествие из Успенского собора в соборы Архангельский и Благовещенский.
В Архангельском соборе императорской чете надлежало поклониться гробам своих предков, прежде чем вступить в сени Грановитой палаты; но, "чтобы утешить сердце народа, жаждавшего видеть своего владыку", шествие направилось не прямо в собор, а вне ограды, вокруг Ивана Великого. При выходе из храма в северные врата державные супруги вступили под высокую сень, великолепно украшенную, которую поддерживали старшие воинские чины. Балдахин над Их Величествами несли шестнадцать генерал-адъютантов генерал-майорского чина, а шнуры держали шестнадцать генерал-адъютантов генерал-лейтенантов. За верховным маршалом кн. Голицыным следовал Его Величество в сопровождении двух ассистентов, министра двора и военного, и командира кавалергардского Ее Величества полка графа Бреверна дела-Гарди.
"Кто может описать сие чудное зрелище любви народной? Надобно было видеть его, чтобы оценить. Надобно было слышать этот рев, как бы глас вод многих, взволнованного моря народного, заглушавший и гром орудий, и гул всех колоколов Кремля".

 

COPYRIGHT 2006 mixo&pazl
designed by pazl&mixo
 
Hosted by uCoz